To the Question of the Constitution of the Russian Federation Influence on the Regulation of Local Government

Номер журнала:

Краткая информация об авторах: 

аспирант факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова

Аннотация: 

В настоящей статье автор рассматривает вопросы влияния Конституции Российской Федерации на регулирование вопросов местного самоуправления. Автором также анализируется практика работы Конституционного Суда Российской Федерации, а также роль правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. В заключении автор подчеркивает, что население муниципального образования должно быть обеспечено всеми необходимыми организационно-правовыми ресурсами для решения вопросов местного значения.

Ключевые слова: 

Конституция, Конституционный Суд, правовое регулирование, правовая позиция, Россия, РФ.

     Влияние Конституции Российской Федерации на регулирование вопросов местного самоуправления проявляется в различных формах. Основным, несомненно, является то, что Конституция Российской Федерации имеет прямое действие (статья 14 Конституции Российской Федерации) и в силу этого непосредственно воздействует на отношения, связанные с организацией местного самоуправления. Положения Конституции Российской Федерации подлежат применению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, общественными объединениями, юридическими лицами и иными участниками отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления. Однако данная форма воздействия Конституции Российской Федерации на осуществление местного самоуправления не является в полной мере самодостаточной для организации системы местного самоуправления.

     В целях обеспечения возможностей для осуществления местного самоуправления необходимо системное конструирование организационно-правовых механизмов что, реализуется посредствам федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Положения Конституции Российской Федерации создают содержательную основу для формирования и дальнейшего развития законодательства о местном самоуправлении.

     Необходимо обратить внимание на то, что механизм реализации положений Конституции Российской Федерации не является в полной мере прямым. В процессе применения Конституции Российской Федерации проявляются различные подходы, как к нормотворчеству, так и правоприменению. Поскольку положения Конституции Российской Федерации носят наиболее общий характер, в процессе применения неизбежно происходит их интерпретация, хотя в самой Конституции Российской Федерации задан институциональный механизм ограничения содержания такой интерпретации посредством конституционной ветви судебной власти в лице Конституционного Суда Российской Федерации.

     Существует два способа воздействия Конституционного Суда Российской Федерации на определение содержания конституционных норм. Это официальное толкование им норм конституции и формулирование правовых позиций при принятии Судом решений по конкретным делам.

     Полномочие Конституционного Суда Российской Федерации по толкованию Конституции Российской Федерации прямо вытекает из части 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а вот юридический механизм действия правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации является логическим следствием обязательности решений, принятых по конкретным делам, в которых ставится вопрос о конституционности нормативных актов, указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации. «Правовая позиция Конституционного Суда РФ – это нормативно-интерпретационное установление, являющееся результатом судебного конституционного толкования, правовым основанием итогового вывода (решения) Конституционного Суда, имеющее общий и обязательный характер, выражающее правопонимание Конституционным Судом конституционных принципов и норм, общепризнанных принципов и норм международного права и конституционно-правового смысла оспоренного нормативного положения и разрешающее спорную конституционно-правовую проблему» [1], отмечает Л.В. Лазарев.

     Для целей настоящего исследования важно отметить, что анализ правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации является важным механизмов познания общего механизма регулирования непосредственной демократии на муниципальном уровне, поскольку указанные правовые позиции прямо влияют на принципы и содержание соответствующих нормативных правовых актов и практику их правоприменения.

     Применительно к развитию форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправлении целесообразно отметить некоторые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Прежде всего, это правовые позиции, уточняющие и конкретизирующие конституционный принцип самостоятельности и независимости местного самоуправления. К таким актам относятся Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области» [2], Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 № 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" [3] и ряд других.

     В развитии местного самоуправление важное значения имели правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 № 1-П "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" [4], Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2000 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" [5].

     Конституционным Судом Российской Федерации определялись правовые позиции и применительно к отдельным формам прямой демократии (муниципальные выборы, местный референдум, отзыв депутата, должностного лица и некоторые другие). Данные позиции впоследствии нередко находили прямое текстуальное развитие в федеральном законодательстве.

     Так примечательны правовые позиции, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2002 № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева» [6], в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 № 15-П по делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана [7].

     Подводя итоги проведенному анализу, необходимо отметить, в настоящее время в Российской Федерации созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки для эффективной реализации данных форм непосредственной демократии. Содержание этих форм обусловлено в том числе международными стандартами. В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрены необходимые юридические механизмы их защиты.

     В то же время наиболее полная реализация конституционных принципов и норм, а также международных актов возможна при условии дальнейшего совершенствования законодательства. Важным критерием достаточности и эффективности соответствующего правового механизма является степень возможности реализации населением муниципального образования прав на решение вопросов местного значения посредством форм прямой демократии, которое, как было показано выше, носит коллективно-индивидуальный характер. Население муниципального образования должно быть обеспечено всеми необходимыми организационно-правовыми ресурсами для решения вопросов местного значения.

Литература: 
[1] Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. 2-е изд., доп. М.: Формула права. 2008. 
[2] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01 февраля 1996 № 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области" // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
[3] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 № 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
[4] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 № 1-П "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
[5] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
[6] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2002 № 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева" // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
[7] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июля 2011 № 15-П "По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана" // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
Заголовок En: 

To the Question of the Constitution of the Russian Federation Influence on the Regulation of Local Government

Аннотация En: 

In the present article author considers questions of influence of the Constitution of the Russian Federation on regulation of questions of local government. Author also analyzes practice of work of the Constitutional Court of the Russian Federation, and also a role of a legal position of the Constitutional Court of the Russian Federation. In the conclusion author emphasizes that the population of municipality has to be provided with all necessary organizational and legal resources for the solution of questions of local value.

Ключевые слова En: 

Constitution, Constitutional Court, legal regulation, legal position, Russia, Russian Federation.