Сочетание публичного и частного начала в деятельности международных организаций

Номер журнала:

Краткая информация об авторах: 

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Аннотация: 

В статье показано, что на современном этапе международные правительственные организации, являющиеся субъектом международного публичного права, всё больше приобретают полномочия в частноправовой сфере. Анализируется деятельность международных правительственных организаций по приобретению, аренде имущества, а также полномочия в трудовой сфере. В заключении автор подчеркивает, что помимо общей международной ответственности, которой наделены все организации, международные организации могут нести ответственность за причинение вреда перед третьими лицами в соответствии со своими обязательствами, а также за вред, причиненный своим служащим.

Ключевые слова: 

международная организация, публичное право, частное право, глобальные проблемы, правосубъектность, право собственности, юрисдикция.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Правовые традиции России и развитие права международных организаций: проблемы взаимовлияния»), проект № 15-03-00255.
 
     На современном этапе все больше ощущается тенденция к усилению роли международных организаций. Растет взаимосвязь государств в решении глобальных проблем, которые возможно решать только организованными коллективными усилиями [2. С. 8]. В связи с этим активно растет число международных организаций и расширяются их функции [7. С. 25].
     На рубеже XX-XXI вв. возникла потребность в повышении эффективности международных организаций с целью решения с их помощью глобальных проблем в мире. В результате происходит расширение деятельности международных организаций, которое влечет за собой повышение активности не только в качестве субъекта международного публичного права, но и как субъекта международного частного права [1. С. 656].
     Взаимосвязь и взаимовлияние норм частного и публичного права в регулировании деятельности международных организаций заключается в том, что все субъекты публичного права вступают в частные правоотношения. Международные межправительственные организации, являясь субъектами международного публичного права, выполняют сопутствующую частную функцию. А правосубъектность международных организаций носит специальный и ограниченный характер и обуславливается преимущественно публичным характером их деятельности, а именно функциями, целями и задачами, для осуществления которых они были созданы [10. С. 12].
     Правосубъектность по внутреннему праву не может отсутствовать у международной организации, так как она вступает в правоотношения на территории государств, а именно осуществляет приобретение товаров и услуг, аренду, собственность того или иного имущества и вступает в трудовые отношения. Если обратиться к судебной практике государств, то она показывает, что правосубъектность международной организации признается даже на территориях государств, которые не являются ее членами [7. C. 23]. 
     Источники, которые регулируют деятельность международных организаций в частноправовых отношениях, характеризуются сложностью своего состава. Эта особенность обусловлена тем, что международные организации обладают юрисдикционным иммунитетом и иммунитетом собственности. В связи с этим они вправе самостоятельно решать вопрос о применимом праве к отношениям, в которых принимают участие. Кроме того, существует опасность возникновения коллизий между частноправовой направленностью деятельности международной организации и приоритетом публичного права над частным в стране, являющейся её участницей [4. С. 56]. Так, например, Д.А. Пашенцев отмечает, что «международные финансово-экономические стандарты направлены на установление доминирования частного права над правом публичным, но в условиях российской право вой системы, когда публичное право исторически господствует, такая политика может привести к ее деформации и даже деконструкции» [9. С. 5].
     Все вопросы, связанные с правом собственности, а именно владением, пользованием и распоряжением движимым и недвижимым имуществом, которое принадлежит международной организации, решаются на основе общего принципа международного частного права, то есть применение принципа закона местонахождения вещи.
     Так, например, в случае заключения сделки между международной организацией и юридическим лицом на территории России, эта сделка будет подчинена российским законам. Что касается коллизионных проблем, то они не возникают, если в договоре с участием международной организации предусмотрено подчинение отношений общим принципам права и содержится арбитражная оговорка. Во взаимоотношениях с частными лицами международные организации могут участвовать в выборе применимого права [10. С. 12].
     Заключая сделки, международная организация несет гражданско-правовую ответственность так же, как и обычное юридическое лицо, более того, в случае отсутствия договорных отношений, организация несет ответственность, например, в результате дорожного инцидента.
     В последнее время происходит расширение и коммерческой деятельности межправительственных организаций. Расширение коммерческого оборота международных организаций вскоре может приблизиться по своему объему к деятельности государств, а привилегированное положение организаций в области международных иммунитетов может негативно сказаться на экономических связях между государствами. Данная тенденция позволяет современным исследователям говорить о правовой традиции участия международных организаций в частноправовых отношениях. Так, А.А. Дорская отмечает, что «во-первых, международная организация может иметь в собственности здания, помещения, офисы, транспортные средства и т.д. При осуществлении своей деятельности они управляют банковскими счетами, подписывают чеки о выдаче наличных, при необходимости, пользуются ссудами и кредитами; выступают в качестве инвесторов, держателей ценных бумаг, акций, векселей и т.д. Во-вторых, в процессе своего функционирования любая международная межправительственная организация неизбежно заключает разнообразные гражданско-правовые сделки. Например, она может заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда и т.д. Так, Секретариатом ООН были разработаны специальные правила по заключению контрактов и представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру заключения контрактов. Традиционным является подход, что ответственность по своим долгам международная организация несёт самостоятельно, независимо от государств-учредителей, принадлежащим ей имуществом. А при невыполнении своих обязательств международная организация может быть привлечена к гражданско-правовой ответственности» [3. С. 4].
     Помимо всего прочего международные организации выступают субъектом частноправовых трудовых отношений. Правовое положение служащих международных организаций регулируется воздействием норм трех правовых сфер, к таковым относятся: международно-правовая, национально-правовая и внутриорганизационная [11. С. 181].
     Соотношение объемов внутригосударственного и международного регулирования при установлении прав и обязанностей персонала международных организаций на территории конкретного государства, в разных ситуациях может быть и равным, и неодинаковым, но говорить о каком либо преимуществе того или иного пути было бы неправильным [8. С. 125]. 
     Национальные и международные правовые системы оказывают влияние друг на друга, но при этом являются независимыми и не подчиняются одна другой. Любая международная организация, выступая в качестве работодателя, стремится охватить правовое регулирование в этой сфере своими внутренними силами.
     Главной международной организацией, которая осуществляет свою деятельность в сфере трудовых отношений, является Международная организация труда (МОТ). Эта организация является специализированным учреждением ООН и относится к числу первых межправительственных организаций [5. С. 229].
     Деятельность Международной организации труда не направлена на проблемы международного частного или международного публичного права, основная цель организации заключается в содействии установления социальной справедливости. Результатом деятельности этой организации является принятие конвенций по отдельным вопросам регулирования международных трудовых отношений.
     Комплексный характер трудовых отношений включает в себя элементы как гражданского, так и административного права и вызывает массу трудностей при определении правового характера конвенций, которые принимает Международная организация труда. Большая часть конвенций относится к источникам международного публичного права, так как предметом регулирования являются не гражданско-правовые, а в основном административно-правовые отношения [5. С. 234].
     Но существует ряд конвенций, которые направлены на установление определенных правил, которые затрагивают имущественные отношения в области труда или социального обеспечения. Так, например, Конвенция об охране материнства 1952 года.
     Что касается ответственности международных организаций, то они решаются на основе норм международного публичного и частного права, а также внутринационального права государства, на территории которого находится штаб-квартира данной организации. Помимо общей международной ответственности, которой наделены все организации, международные организации могут нести ответственность за причинение вреда перед третьими лицами в соответствии со своими обязательствами, а также за вред, причиненный своим служащим.
     Исследование вопроса взаимодействия и соотношения частного и публичного права приводят ученых к пониманию необходимости создания целостной системы права, в рамках которой не будет места противопоставлению частного и публичного права [6. С. 201].
Литература: 
[1] Ануфриева Л.П.  Международное частное право: в 3 т.: т. 2: Особенная часть: учебник. М., 2000.
[2] Калушкин А.А. Правовые основы формирования и развития Союза Южноамериканских Наций: теоретико-правовой аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2015. № 3.
[3] Дорская А.А. Правовые традиции во внутреннем праве международных организаций // Правозащитник. 2016. № 1.
[4] Дорская А.А. Правовые традиции международных интеграционных организаций: к постановке проблемы // Современная гуманитарная наука: проблемы и перспективы развития.  Материалы Международной научной конференции. Рязань, 2015.
[5] Костин Л.А. Международная организация труда. М., 2002.
[6] Кубатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001.
[7] Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть: Учебник. М., 2005.
[8] Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций. Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2003.
[9] Пашенцев Д.А. Влияние международных финансовых и экономических организаций на развитие российского права // Правовая инициатива. 2015. № 1.
[10] Тиунов О.И. Международное право и современность // Международное публичное и частное право. 2008. № 1 (40). 
[11] Толстых В.Л. Международное частное право: коллизионное регулирование. СПб., 2004.
Заголовок En: 

Combining Public and Private Start in International Organizations

Аннотация En: 

The article shows that at the present stage of international governmental organizations, which are the subject of international public law, is increasingly becoming the authority in the field of private law. The activity of international governmental organizations to acquire, lease of property, as well as powers in the employment sphere. In conclusion, the author emphasizes that in addition to the common international responsibility, which is endowed with all the organizations, international organizations could be held liable for injury to third parties in accordance with their obligations, as well as for the damage caused to their employees.

Ключевые слова En: 

international organization, public law, private law, global issues, legal personality, property rights, jurisdiction.