Конституция Российской Федерации содержит нормы, развивающие и наполняющие реальным содержанием институт президентства, в том числе нормы, определяющие статус Президента как гаранта Конституции.
В контексте темы настоящей статьи отметим, что Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. ст. 83 - 89 Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10) и требованием ст. 90 (ч. 3), согласно которому указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и законам РФ.
Полномочия Президента РФ по охране исторически сложившегося государственного единства непосредственно связаны с выполнением им конституционных требований об обеспечении целостности Российской Федерации и неприкосновенности ее территории. Государственная целостность как одна из основ конституционного строя России закреплена в ст. ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. «б») Конституции РФ и является важным условием обеспечения равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одной из гарантий их конституционных прав и свобод.
Несмотря на то, что термин «территориальная целостность государства» находит отражение во многих международных документах и законодательстве государств, отсутствует единая точка зрения о том, что под ним следует понимать.
Ученые высказывают множество точек зрения по этому поводу. Так, известный специалист по территориальным вопросам Б.М. Клименко считал, что целостность государственной территории означает запрещение насильственного расчленения территории какого-либо государства или отторжения и захвата части его территории [3. С. 38]. Однако это охватывает лишь запрет внешнего воздействия, направленного на нарушение территориальной целостности, «расчленение» территории государства.
По мнению Р.М. Кочкарова, категория «территориальная целостность» включает понятие «суверенитет проживающего в составе данного государства народа, который продолжает оставаться хозяином своей территории, и никто не имеет права распоряжаться ею» и рассматривает территориальную целостность в качестве принципа, гарантирующего территориальное верховенство государства от посягательств извне [4].
Д.А. Ковачев считает, что «территориальная целостность» означает незыблемость границ государства и целостность общества, живущего на территории этого государства [5. С. 141].
С.Н. Бабурин относит территориальную целостность к составным элементам безопасности территории. При этом безопасность территории рассматривается им как условие существования и развития государства в рамках неприкосновенности границ и правового режима. По его утверждению, безопасность территории представляет собой определенную систему параметров-элементов, в том числе пространственную безопасность (территориальную целостность), политико-правовую, социально-экономическую, экологическую и культурную безопасность территории. При этом территориальную целостность он предлагает определять через понятие «правовой режим территории государства», установленный актами органов государственной власти, принимаемыми в соответствии с компетенцией и в порядке, предусмотренном правом [1. С. 57].
А.А. Чинчиков отмечает, что территориальная целостность выступает условием существования государства как системы, выражением всех иных его признаков [6].
М.Б. Рожков рассматривает «территориальную целостность» как основной объект безопасности государства, ссылаясь при этом на ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности», и приводит в качестве примера триаду «личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность» [7].
Таким образом, общепризнанного определения территориальной целостности государства не существует. Многие ученые вкладывают в него тот или иной смысл, в зависимости от того, какие стороны этого явления они хотят осветить.
По нашему мнению, территориальная целостность государства определяется его способностью сохранять свою территорию в пределах установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.
Охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности связана с деятельностью всех ветвей власти. Однако Президент наделяется Конституцией Российской Федерации в этой сфере особыми полномочиями. В частности, он принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами, вправе вводить военное или чрезвычайное положение на территории России или в отдельных ее местностях. Данные обязанности Президента РФ обусловлены также ст. 71 (п. «м»), 82 (ч. 1), 87 (ч. ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации. В связи с реализацией конституционных полномочий Президента по охране суверенитета Российской Федерации следует отметить Указы, утвердившие Стратегию национальной безопасности [8] и Военную доктрину Российской Федерации [9].
Введение специальных правовых режимов в соответствии с Конституцией и федеральным конституционным законодательством на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее частях является важным конституционно-правовым механизмом обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации. В целом к числу конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации относится конституционное закрепление единства, неделимости территории, территориальной целостности государства, обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории; конституционное установление состава территории государства; включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров государства в его правовую систему; установление и реализация (при необходимости) механизмов федерального вмешательства, режимов чрезвычайного и военного положения. В целом Российская Федерация обладает широким спектром конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности своей территории и территориальной целостности страны. Насущной задачей остается эффективное их использование на практике [2. С. 30-34].